Методы оценки функционального состояния спортсмена. Контроль и оценка функционального состояния спортсмена. Последние Новости о спортивной медицине

Оценка состояния здоровья спортсмена.

1. Медицинская история.

2. Спортивная история.
Спортивный стаж, количество соревнований (игр), количество травм, физическое состояние.

3. Вопросы, задаваемые спортсмену:
Семейная история, жалобы спортсмена

4. Физическое обследование:

Кардиологическое

Респираторное

Гастрическое

Урологическое

Ортопедическое

Неврологическое

Лабораторное

5. Обследование осанки.
Цель: оценка равновесия или неравновесия мышц и осанки в различных планах и срезах.

6. Антропометрическое обследование.
Общая оценка телосложения - вес, рост, % жира, %мышечной массы Оценка костной структуры

7. Неуромышечное обследование:

- Мышечная сила и мощность.

Гибкость

Скорость

Координация

Скорость реакции

8. Метаболическое обследование:

Аэробная выносливость - оценка на беговой дорожке, оценка в "полевых условиях" (3200 м.)

Анаэробная выносливость - лабораторные тесты, тесты на спортивной площадке.

9. Анаэробный порог:

Лактатный тест - беговая дорожка, "полевые условия"

Беговой тест (3200 м.)

10. Психологическое тестирование.
Цель: выявление индивидуальных особенностей спортсмена и моделирование перспективного поведения, в том числе в экстремальных ситуациях.

11. Тестирования, направленные на выявление параметров организма, приоритетных для данного вида спорта.

Дополнительные тесты

«Скамья Велса» - тест на гибкость
Цель: добиться максимального расстояния при сгибании корпуса вперед в положении сидя. Данный тест оценивает растяжение мышц и показывает гибкость спортсмена.

Переметрия.
Цель: определение объема мышечной массы конечностей и его сравнительный анализ. При наличии дисбаланса необходимо добиться равенства.

Изокинетическое обследование конечностей.
Цель: выявление дисбаланса силы конечностей и сравнительная оценка эксцентричной и консентричной силы.

Прыжковый тест.
Цель: определение взрывной силы, участия мышечных волокон в процентном соотношении, использования накопленной мышечной эластичной энергии, интра- и интермышечной координации.

Приборные тесты.

Параметры оценки:

Сравнительный параметр мышц до и после работы.

Линейное и угловое ускорение мышц.

Измерение средней и максимальной скорости.

Измерение средней и максимальной мощности.

Измерение средней работы

Динамический тест:

Возрастающий вес.

Реальная скорость при силовой работе.

Тест на мощность.

Тест на максимальный вес.

Тест на гибкость.

Тест Chrono:
Определяет финальное время, время, дистанцию, скорость прохождения каждого круга. Определяет время восстановления между каждой серией. Определяет совокупное количество кругов.

Система Globus:
Биомеханический анализ движений. Оценка выполнение изотонической, изометрической и плиометрической тренировки. Суммарный контроль проведенной работы.

Приборы Work test.
Метод служащий для определения дисбаланса в развитии конечностей, с графическим отображением степени неравенства.

Совокупные интегральные системы.
Суммарный режим: анализируют скорость, дистанцию и частоту сокращения сердца во время и в конце упражнения.

Пульсометры.
Он-лайн передача данных о ЧСС с определением коридора сокращений во время тренировки. Отчет с построением графиков и анализом.

Последние Новости о спортивной медицине.

Курсы повышения квалификации по программе «Спортивная психология». Июнь 2019 год.

АНО ДПО "Национальный институт биомедицины и спорта"

66

Новый футбольный клуб ищет врача команды. Срочно.

Сезон стартует через 10 дней 683

В системе управления спортивной тренировкой составляющие состояния могут быть представлены набором показателей подготовленности:

x 1 (t ) выносливость

x 2 (t ) силовая и скоростно- силовая подготовленность

x 3 (t ) гибкость

x 4 (t ) техническая подготовленность

x 5 (t ) психологическая подготовленность

x 6 (t ) тактическая подготовленность,

где t - время

В зависимости от постановки задач стороны подготовленности могут выражаться через различные наборы показателей (спортивно-педагогические, физиологические, биохимические, психологические и др.)

В качестве выходных переменных имеет смысл рассматривать спортивные достижения на дистанциях различной длины, например, для спортивного плавания скорости на дистанциях от 50 м до 10 и 25 км. Регистрация результатов на выходе системы управления и при определении подготовленности происходит с некоторой ошибкой, зависящей от методов измерений и других факторов.

В качестве выходных переменных имеет смысл рассматривать спортивные достижения на дистанциях различной длины, например, для спортивного плавания и академической гребле

y 1 (t ) v 50m v 250 м

y 2 (t ) v 100m v 500 м

У = y 3 (t ) v 200 m v 1000 м

y 4 (t ) v 400 m v 2000м

y 5 (t ) v 1500 m v 5000 м

y 6 (t ) v 3000 m v 100000м

Регистрация результатов на выходе системы управления и при определении подготовленности происходит с некоторой ошибкой, зависящей от методов измерений и других факторов.

В технических задачах возможно четкое разделение на управляющее устройство и объект управления. В задачах спортивной тренировки объектом управления является сам спортсмен. Тренер или группа лиц, принимающих участие в управлении тренировкой, относится к управляющей части системы. Однако, как это часто бывает в биокибернетике, границы между частями системы трудно провести. Так, спортсмен может принимать участие в выработке решений по управлению тренировкой. Кроме того, спортсмен вообще может готовиться к соревнованиям без тренера, определяя свою программу самостоятельно. Однако эти трудности не имеют принципиального характера и касаются лишь удобства описания системы управления тренировкой спортсмена.

При решении задач управления тренировкой спортсмена могут быть указаны задающие воздействия и в виде кривых развития (или отдельных точек) сторон подготовленности или спортивных достижений. Необходимость введения задающих воздействий определяется тем, что в задачах спортивной тренировки может быть заранее проведен прогноз спортивных результатов к определенному моменту времени, кривых роста спортивных результатов, а также показателей подготовленности к какому-то моменту времени и кривых их развития. Наличие указанной информации помогает существенно улучшить качество управления тренировочным процессом.

Спортсменов

Диагностика функционального состояния спортсменов является одним из основных звеньев в коррекции трениро­вочного процесса и оптимизации всей системы многолетней подготовки волейболистов и баскетболистов высших раз­рядов. К сожалению, в настоящее время во многих видах спорта нет достаточного количества методов функционального исследования, сочетающих в себе высокую прогностичность, информативность и портативность.

В основе системы комплексной оценки функционального состояния спортсменов лежат системно-структурный подход и представления о спортивной деятельности как сложной иерархической, многоуровневой, динамической структуре. Низший уровень такой структуры («микроуровень») состав­ляет сам спортсмен, результативность деятельности которого определяется рядом субъективных факторов. К числу субъ­ективных факторов, определяющих успешность соревнова­тельной деятельности спортсменов, следует, прежде всего, от­нести функциональное состояние физиологических механиз­мов спортивной деятельности, под которыми мы понимаем морфологические структуры и физиологические процессы, обеспечивающие сбор, анализ, хранение и воспроизведение информации, необходимой для достижения оптимального результата спортивной деятельности.

Физиологические механизмы спортивной деятельности (ФМСД), являясь иитегративной единицей целостности дея­тельности организма, могут быть в свою очередь, разложе­ны на ряд составляющих элементов, взаимодействие которых обеспечивается множеством жестких и гибких прямых и обратных связей. Блок-схема узловых элементов ФМСД включает функциональный блок приема, анализа, хранения и воспроизведения информации; функциональный блок управ­ления и регуляции спортивной деятельности, определяющий также уровень общей функциональной активности организ­ма; функциональный блок реализации полученной информа­ции (опорно-двигательный аппарат) и блок общего функцио­нального обеспечения спортивной деятельности (блок веге­тативного и энергетического обеспечения), включающий, прежде всего, кардиореспираторную систему и систему крови, лимитирующих в конечном итоге адаптационные возможности спортсменов к физическим нагрузкам (Р.М. Баевский, 1970; Н.Д. Граевская, 1975; А.Н. Воробьев,1977; В.Л. Карпман, С.В. Хрущев, Ю.А. Борисов, 1978; В.А. Шестаков, 1982).

Таким образом, объективная текущая или этапная оценка функционального состояния спортсменов должна как минимум включать четыре батареи тестов или методик, характеризующих функции указанных выше узловых элементов ФМСД, при этом удельная значимость результатов исследования по каждому функциональному блоку будет определяться спортивной специализацией и индивидуальны­ми особенностями спортсменов. В частности, в игровых видах спорта функ­циональное напряжение спортсменов обусловлено не только значительными энергетическими тратами, но и большой ин­формационной нагрузкой, что требует в процессе текущего и этапного контроля особого внимания к состоянию сенсор­ных и регуляторных систем.

Для результативной игровой деятельности спортсменов высокой квалификации необходимы чрезвычайно быстрые, высоко координированные и точные движения, осуществле­ние которых в значительной степени связано с индивидуаль­ными особенностями приема и анализа зрительной и проприоцептивной информации и развитием у спортсменов чув­ства времени.

В процессе этапного контроля наиболее существенные различия между волейболистами высшей квалификации (мас­терами спорта) и перворазрядниками наблюдались по та­ким показателям как РДО, чувство времени и времени реак­ции выбора. Так, например, если принять величину ошибок при РДО у волейболистов высшей квалификации за 100%, то величина ошибок у волейболистов-перворазрядников со­ставила 212%, а чувство времени, соответственно - 183%, Существенно больше требовалось перворазрядникам времени для правильного решения и в опытах с определением вре­мени реакции выбора.

В опытах с определением пропускной способности зри­тельно-моторной системы оказалось, что этот показатель у волейболистов мастеров спорта также несколько выше, однако это различие составило 9% (мастера спорта 3,29 бит/сек, перворазрядники - 3,03 бит/сек). Вместе с тем, этот показатель оказался достаточно информативным в про­цессе текущего контроля. В частности, пропускная способ­ность зрительно-моторной системы под воздействием трени­ровки или соревновательной деятельности уменьшается у во­лейболистов разной квалификации, причем степень уменьше­ния находится в прямой зависимости от степени утомления спортсменов.

Функциональное состояние двигательного анализатора можно оценивать по двум показателям: способности вос­производить заданную амплитуду движения и способности дифференцировать мышечные усилия. Волейболисты разной квалификации существенно не отличаются по этим показа­телям. Вместе с тем точность воспроизведения мышечных усилий и амплитуды движений в процессе этапного и теку­щего контроля достаточно объективно отражают функцио­нальное состояние двигательного анализатора волейболистов. Для текущей оценки функционального состояния двигатель­ного анализатора может быть использован и метод вибротестометрии. Как известно, вибрационная чувствительность является сложным показателем, включающим в себя кожную и проприоцептивную чувствительность (Дж. Сомьен, 1975). Обнаруживается определенная зависимость между уровнем вибрационной чувствительности и уровнем тренировочных и соревновательных нагрузок, интенсивные физические нагруз­ки приводят к значительному падению вибрационной чувст­вительности.

Важное значение для комплексной оценки функциональ­ного состояния спортсменов имеет изучение состояния ней­рофизиологических аппаратов управления спортивной дея­тельностью, связанные с обработкой полученной сенсорной информации, принятием соответствующих решений, выработ­кой двигательных программ и контролем за их реализацией, при условии наиболее эффективного взаимодействия вегета­тивной сферы и двигательной системы спортсмена.

Для общей оценки функционального состояния управ­ляющих систем мозга может использоваться метод опре­деления уровня умственной работоспособности спортсмена. Этот метод достаточно полно отражает динамику функцио­нального состояния управляющих систем ЦНС волейболис­тов в процессе отдельных тренировочных занятий и в раз­личные периоды макроцикла. Для определения уровня умст­венной работоспособности могут быть использованы как простые методы исследования (метод корректурной, пробы), так и сложные физиологические методы. В частности, элек­троэнцефалография (С. А. Масальская, 1983) или метод регистрации медленных электрических потенциалов мозга (МЭП), которые наиболее объективно отражают состояние высших управляющих систем мозга. Данные науки позво­ляют подтвердить предположение об адекватном использо­вании динамики МЭП для анализатора резервной и оптими­зирующей роли неспецифических систем мозга и общих нейрофизиологических изменений в формировании «специфи­ческих систем обеспечения спортивной игровой деятель­ности.

При определении уровня умственной работоспособности волейболистов разной квалификации оказалось, что волейболисты-перворазрядники имели более низкий уровень умственной работоспособности в сравнении с мастерами спорта, способность к дифференцированию раздражителей у них оказалась ниже на 145%.

Подвижность нервных процессов у волейболистов высшей квалификации также выше - у волейболисток-мастеров спорта этот показатель составляет 1,03, а у перворазряд­ниц - 0,89.

Функциональное состояние опорно-двигательного аппара­та волейболистов и баскетболистов в силу особенностей игровой деятельности необходимо определять в процессе специального педагогического тестирования. Вместе с тем, для определения общего функционального состояния опорно-двигательного аппарата спортсменов можно использовать и традиционные методы исследований: динамометрию, электро- и сейсмотонографию, особенно в процессе этапного контро­ля. Согласно научным исследованиям сила кистей правой и левой руки у волейболисток-мастеров спорта составила соот­ветственно 42,5 и 40,9 кг, у волейболисток-перворазрядниц - 40,4 и 35,9 кг, у девушек, не занимающихся спортом - 32,8 и 28,7 кг. Интересно, что асимметрия между правой и левой рукой у мастеров спорта составила 1,6 кг, у перворазряд­ниц - 4,5 и у незанимающихся спортом - 4,1. Динамика этого соотношения на различных этапах подготовки изме­нялась соответственно общему функциональному состоянию. С улучшением тренированности асимметрия в силе правой и левой руки уменьшилась.

Функциональный оптимум ФМСД обеспечивается в зна­чительной степени состоянием вегетативных функций и энер­гетического обеспечения. Особенно важное значение при этом имеет кардиореспираторная система. Одним из важ­нейших интегративных показателей функционального состоя­ния кардиореспираторной системы является уровень неспе­цифической работоспособности и МПК спортсмена.

Таким образом, разработанная нами система комплекс­ной оценки функционального состояния спортсменов обеспечивает объективную характеристику состояния всех четырех функциональных блоков ФМСД: блока приема и анализа информации, управления спортивной деятельно­стью, опорно-двигательного аппарата и блока общего энер­гетического обеспечения спортивной деятельности.


4.2. Методы оценки функционального состояния сенсорных систем спортсмена


Ранее мы отметили, что кольцевая структура спортивной деятельности (см. 4.1.) включает в себя; прежде всего, физиологические системы афферентного синтеза, т. е. Прие­ма и переработки информации, на основе которой прини­маются решения и формируются двигательные программы действий, способствующих достижению оптимального спор­тивного результата.

Морфо-функциональную основу 1-го блока (приема, ана­лиза, хранения и воспроизведения информации) составляет система анализаторов и ли органов чувств (сенсорная систе­ма). Различают зрительный, слуховой, обонятельный, вку­совой и тактильный анализаторы. Кроме того, выделяют двигательный или кинестетический (осуществляющий ана­лиз раздражений от мышц и суставов - проприорецепция), вестибулярный и интероцептивный анализаторы (Иктероцептивный анализатор обеспечивает анализ раздражений от внутренних органов).

Особое значение для игровой спортивной деятельности имеют зрительный, двигательный и вестибулярный анализа­торы. Некоторые простые методы оценки функционального состояния этих анализаторов описаны нами ниже.

4.2.1. Определение пропускной способности

зрительного анализатора у спортсменов в процессе

врачебно-педагогического контроля

Пропускная способность зрительного анализатора явля­ется одним из важнейших психофизиологических показате­лей человека, который в значительной степени определяет успешность всех видов его психической деятельности, в том числе и спортивной. В современной научной и методиче­ской литературе встречается также другой термин - ско­рость переработки информации в зрительном анализаторе, который является синонимом.

Под пропускной способностью зрительного анализатора понимают его возможность принять определенное количе­ство информации в ед. времени. Обычно этот показатель измеряется в битах и сек (бит/сек), (бит – единица информации, ее количественная единица измерения). Важное значение для пропускной способности зрительного анализатора имеет объем поля зрения. Между пропускной способностью и по­лем зрения существует прямая зависимость, так как от объема поля зрения в значительной степени зависит объем зрительного восприятия (Б. Г. Ананьев, 1961).

В спортивной практике в процессе врачебно-педагогиче­ского контроля определение пропускной способности зри­тельного анализатора у спортсменов имеет важное значение, так как является интегративным показателем, отражающим общее функциональное состояние зрительного анализатора. Особенно необходимо это является в тех видах спорта, в которых зрительная сенсорная система спортсменов испыты­вает большие нагрузки. В частности, в спортивных играх и единоборствах. В этой связи изучение тренером простых методов исследования пропускной способности зрительного анализатора и применение их в спортивной практике явля­ется необходимым условием оптимизации учебно-тренировоч­ного процесса и наиболее полного решения принципа инди­видуализации тренировочных и соревновательных нагрузок.

Среди простых методов исследования пропускной способ­ности зрительного анализатора, которые могут быть реко­мендованы в спортивной практике, следует отметить метод корректурной пробы. В частности, для проведения коррек­турной пробы могут быть использованы буквенные коррек­турные таблицы В. Я. Анфимова (рис. 1). Каждая таблица состоит из 8 букв: А, В, Е, И, К, Н, С, X, встречающихся с равной вероятностью - 1/8. Всего в таблице находится 1600 букв.

Последовательность букв в корректурной таблице сле­дует рассматривать как последовательность сигналов опре­деленной статистической структуры и содержащих опреде­ленное количество информации. Отвлекаясь от семантиче­ской значимости букв, данное количество информации можно рассчитать, используя математическое обоснование для кор­ректурных таблиц с кольцами (А. А. Генкин, В. И. Медведев, М. П. Шик, 1963). Согласно этим расчетам каждая буква будет содержать 0,5436 дв. Ед. или бит, а вся таблица - 0,5436 X 1600 =869,76 бит. Если теперь определить количе­ство букв, просмотренных испытуемым в течение определен­ного времени, то можно рассчитать пропускную способность зрительного анализатора по формуле (А. А. Генкина, В. И. Медведев, М. П. Шик, 1963).

ПС = 0,5436 N-2,807 n,

где N – количество просмотренных букв;

n – число ошибок;

Т – время, необходимое для выполнения задания (в сек);

ПС – пропускная способность зрительного анализатора.

Цель – освоить метод корректурной пробы для исследования пропускной способности зрительного анализатора у спортсменов в процессе текущего и этапного врачебно-педагогического контроля.

Задачи работы:

1. В процессе самонаблюдения провести корректурную пробу с помощью буквенных корректурных таблиц.

2. Освоить методы обсчета корректурных таблиц.

3. Рассчитать пропускную способность зрительного анализатора и занести полученные данные в протокол опытов по следующей схеме: протокол опытов №, дата, цель работы, ф.и.о. испытуемого, дата рождения, спортивный стаж, спортивная квалификация, спортивная специализация, результаты исследования.

Ход работы.

Для определения пропускной способности зрительного анализатора с помощью корректурных таблиц существуют два приема:

Регистрировать время, необходимое для просмотра всей таблицы,

Дозировать задание по времени.

Наиболее удобным является последний прием, так как он позволяет одновременно обследовать большую группу испытуемых (класс, секцию, команду и т.д.).

Ход эксперимента заключается в следующем: преподаватель дает задание просмотреть таблицу слева направо (как книгу), отыскивать и зачеркивать одну из букв. Например, букву “А”.

Работа начинается по команде «Марш» (одновременно включается секундомер), по истечении 2 или 4 минут дается команда «Стоп!» и испытуемые галочкой от­мечают место, где они остановились.

Заполненные таблицы анализируются. Во-первых, подсчи­тывается количество всех просмотренных букв, включая и те, которые не зачеркивались («N»). Затем подсчитываются ошибки, в число которых входят:

Пропуск целой строки (одна ошибка);

Пропуск буквы, которую необходимо было зачеркнуть;

Зачеркивание буквы, которую необходимо было про­пустить;

Исправления уже зачеркнутых букв.

Следует отметить, что в подавляющем большинстве слу­чаев испытуемые допускают пропуск буквы, которую было необходимо зачеркнуть (пропуск полезного сигнала), более редко встречается пропуск целой строки.

Далее, используя указанную выше формулу, рассчитыва­ют пропу-скную способность зрительного анализатора. В среднем у здорового взрослого человека она колеблется в пределах 2-4 бит/сек. Ее величина зависит от функциональ­ного состояния человека, возраста, пола и др. факторов(табл. 5).

Таким образом, с помощью буквенных корректурных таб­лиц возможно относительно точное количественное опреде­ление пропускной способности зрительного анализатора человека. Данный метод прост, требует немного времени (2- 4 минуты) и может быть использован в условиях естествен­ного и лабораторного эксперимента одновременно при об­следовании большой группы испытуемых.

Наконец, с помощью буквенных корректурных таблиц, используя специальные методы обсчета, можно параллельно определению ПС зрительного анализатора измерять уровень умственной работоспособности, подвижность нервных процес­сов и состояние дифференцированного торможения (М. В. Антропова, 1968; Г. Н. Сердюковская, С. М. Тром­бах. 1975; Ю. А. Ермолаев, 1979 и др.).

Возможно использовать несколько форм применения описанного выше метода в процессе врачебно-педагогического контроля: 1) ис­следование ПС зрительного анализатора непосредственно на тренировочных занятиях или соревнованиях; 2) исследова­ние до и после тренировки или соревнования; 3) исследова­ние до тренировки (соревнования) и после, в процессе вос­становления (через 20-30 минут, 4-6 часов, 24 и 48 часов); 4) исследование в день тренировки (соревнований) утром и вечером; 5) исследование в начале и конце микроцикла или в течение микроцикла; 6) исследование в отдельные перио­ды макроцикла.

Оценивая показатели ПС зрительного анализатора до и после тренировочных или соревновательных нагрузок, мож­но определить степень воздействия этих нагрузок в сово­купности с другими показателями, дать объективную оценку функциональному состоянию спортсмена и уровню его трени­рованности.

Физическое воспитание и спортивная тренировка не стихийный, а управляемый процесс. В каждый момент времени человек находится в определенном физическом состоянии, которое определяется, главным образом, здоровьем (соответствием показателей жизнедеятельности норме, степенью устойчивости организма к неблагоприятным внезапным воздействиям), телосложением и состоянием физических функций.

Физическим состоянием человека целесообразно управлять, изменяя его в нужном направлении. Управление физическим состоянием определяется средствами физического воспитания и спорта, к которым, в частности, относятся физические упражнения.

Практически, преподаватель (или тренер) управляет физическим состоянием, воздействуя на поведение спортсмена; он предлагает ему определенные физические упражнения и контролирует правильность их выполнения и получаемые при этом результаты. В действительности поведением спортсмена управляет не тренер, а сам спортсмен, т.е. в ходе спортивной тренировки оказывается воздействие на самоуправляемую систему (организм человека). Большие индивидуальные различия в состоянии спортсменов не дают уверенности в том, что одно и то же воздействие вызовет одинаковую ответную реакцию. Поэтому актуален вопрос об обратной связи: информации о состоянии спортсмена, поступающей тренеру в ходе контроля тренировочного процесса.

Контроль в физическом воспитании и спорте базируется на измерениях показателей, отборе наиболее существенных из них и математической обработке результатов измерений.

Управление учебно-тренировочным процессом включает в себя три стадии: 1) сбор информации; 2) ее анализ; 3) принятие решений (планирование). Сбор информации обычно осуществляется во время комплексного контроля, объектами которого являются:

1) соревновательная деятельность;

2) тренировочные нагрузки;

3) состояние спортсмена.

Различают три типа состояний спортсмена в зависимости от длительности промежутка, необходимого для перехода из одного состояния в другое.

1. Этапное (перманентное) состояние, т.е. состояние, сохраняющееся относительно долго-недели или месяцы. Комплексная характеристика этапного состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений, называется подготовленностью, а состояние оптимальной (наилучшей для данного цикла тренировки) подготовленности-спортивной формой . Очевидно, что в течение одного или нескольких дней нельзя достигнуть состояния спортивной формы или утратить его.

2. Текущее состояние, которое изменяется под влиянием одного или нескольких занятий. Нередко последствие участия в соревнованиях или выполненной на одном из занятий тренировочной работы затягивается на несколько дней. В этом случае спортсмен обычно отмечает явления как неблагоприятного характера (например, мышечные боли), так и позитивного (например, состояние повышенной работоспособности). Такие изменения называют отставленным тренировочным эффектом .



Текущее состояние спортсмена определяет характер ближайших тренировочных занятий и величину нагрузок в них. Частный случай текущего состояния, характеризующийся готовностью к выполнению в ближайшие дни соревновательного упражнения с результатом близким к максимальному, называется текущей готовностью .

3. Оперативное состояние, которое изменяется под влиянием однократного выполнения физических упражнений и является крайне преходящим (например, утомление, вызванное однократным пробеганием дистанции; временное повышение работоспособности после разминки). Оперативное состояние спортсмена изменяется в ходе тренировочного занятия и должно учитываться при планировании интервалов отдыха между подходами, повторными забегами, при решении вопроса о целесообразности дополнительной разминки и т.п. Частный случай оперативного состояния, характеризующийся немедленной готовностью к выполнению соревновательного упражнения с результатом близким к максимальному, называется оперативной готовностью .

Необходимость выделения трех видов состояний определяется тем, что средства контроля, используемые для каждого из них, существенно различны.

В соответствии с этим целесообразно выделять три основные разновидности контроля за состоянием спортсмена:

1) этапный контроль, цель которого-оценить этапное состояние (подготовленность) спортсмена;

2) текущий контроль, основная задача которого-определить повседневные (текущие) колебания в состоянии спортсмена;

3) оперативный контроль, цель которого-экспресс-оценка состояния спортсмена в данный момент.

<<< Предыдущая глава Вернуться к оглавлению Следующая глава >>>

Для исследования функционального состояния нервной системы, как и висцеральных систем организма спортсмена (сердечно-сосудистой, дыхательной, систем крови, пищеварения, выделения, эндокринной), применяется широкий комплекс медицинских методов. В первую очередь собирается медицинский и спортивный анамнез. Затем врач производит осмотр кожных покровов и слизистых у спортсмена, выполняет процедуры исследования рефлексов, пальпации, перкуссии и аускультации. Полученная при этом информация позволяет составить суждение о состоянии здоровья спортсмена и о наличии предпатологических и патологических симптомов. Материалы такого клинического обследования могут быть использованы для оценки особенностей функционального состояния той или иной системы. Однако наибольший объем полезной информации может быть получен с помощью инструментальных методов исследования (в условиях покоя) и тестов, т. е. в процессе функциональной диагностики.

Ф ункциональная диагностика является одним из фундаментальных разделов медицины, предназначенным для изучения деятельности различных систем организма человека с применением сложной медицинской аппаратуры. Научно-технический прогресс непрерывно обогащает функциональную диагностику, делая ее обязательной составной частью любой отрасли медицины, в том числе и спортивной.

4.1. Функциональное состояние организма спортсмена и диагностика тренированности

Ф ункциональное состояние организма спортсменов изучается в процессе углубленного медицинского обследования (УМО). Для суждения о функциональном состоянии организма используются все методы, включая и инструментальные, принятые в современной медицине. При этом изучается функционирование различных систем и дается комплексная оценка функционального состояния организма в целом.

И зучение функционального состояния организма спортсменов является одной из важнейших задач спортивной медицины. Информация о нем необходима для оценки состояния здоровья, выявления особенностей деятельности организма, связанных со спортивной тренировкой, и для диагностики уровня тренированности.

Т ренированность является комплексным врачебно-педагогичеким понятием, характеризующим готовность спортсмена к достижению высоких спортивных результатов. Тренированность развивается под влиянием систематических и целенаправленных занятий спортом. Уровень ее зависит от эффективности структурно-функциональной перестройки организма, которая сочетается с высокой тактико-технической и психологической подготовленностью спортсмена. Ведущая роль в диагностике тренированности принадлежит тренеру, который осуществляет комплексный анализ медико-биологической, педагогической и психологической информации о спортсмене. Очевидно, что надежность диагностики тренированности зависит от медико-биологической подготовленности тренера, которому необходимо хорошее знание основ специальной функциональной диагностики.

Н адо заметить, что это отражает ведущую роль тренера и преподавателя физической культуры во всем многообразном комплексе проблем, связанных со спортивной тренировкой. Еще сравнительно недавно диагностика тренированности была прерогативой спортивного врача. Новые, более конкретные задачи, стоящие сейчас перед спортивной медициной (см. гл. I), нисколько не уменьшили его роли как в диагностике тренированности, так и в управлении тренировочным процессом.

П оскольку термин «тренированность» приобрел более универсальный характер в современном спорте, потребовалось новое определение того круга вопросов, которые решает спортивный врач в процессе диагностики тренированности (оценка состояния здоровья, физического развития, функционального состояния систем организма и т. д.). Весьма удобным в этом отношении оказался термин «функциональная готовность». Уровень функциональной готовности организма спортсмена (в сочетании с данными о его физической работоспособности) может быть реально использован тренером для диагностики тренированности.

Для изучения функционального состояния систем организма спортсмена его исследуют в условиях покоя и в условиях проведения различных функциональных проб. Данные сопоставляются с нормальными стандартами, полученными при обследовании больших контингентов здоровых людей, не занимающихся спортом. В процессе такого сопоставления устанавливается либо соответствие нормальным стандартам, либо отклонение от них. Отклонение чаще всего является следствием тех функциональных изменений, которые развиваются в процессе спортивной тренировки (например, замедление частоты сердцебиений у хорошо тренированных спортсменов). Однако в некоторых случаях оно может быть связано с утомлением, перетренированностью или заболеванием.

В медицине принято ряд показателей деятельного состояния организма сопоставлять не с нормальными стандартами, а с так называемыми должными для данных условий величинами, которые определяются теми или иными существенными переменными. К их числу можно отнести, например, возраст, рост или вес испытуемого, спортивную специализацию, квалификацию и т. д. Однако простого сопоставления недостаточно для надежного суждения об уровне функциональной готовности спортсмена. Проиллюстрируем это примером, в котором рассматриваются соотношения реальных и должных величин для таких независимых друг от друга параметров, как количество гемоглобина (Не) и величина жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В двумерном пространстве (X и У на рис. 13 ) вертикальная линия (Не) характеризует минимально допустимое значение гемоглобина (левее этой линии Не низкий), горизонтальная линия (ЖЕЛ) - минимально допустимое значение ЖЕЛ для спортсменов данного возраста и вида спорта (ниже этой линии ЖЕЛ низкая). Тогда только спортсмен А. может считаться удовлетворяющим требованиям нормальности по этим двум показателям. У спортсмена В. снижена ЖЕЛ, а у спортсмена С. снижен Не. Очевидно, что такой вывод неверен. Дело в том, что диагностика функциональной готовности производится на основании многих параметров, часто зависящих друг от друга. В этом случае высокий уровень функциональной готовности будет определяться не заштрихованной на рис. 13 зоной, а некоторой кривой Y = f(X), отражающей гиперплоскости в /г-мерном пространстве (п - число исследованных параметров). Тогда оказывается, что достаточная функциональная готовность будет и у спортсмена В., у которого хорошая тренированность может быть достигнута за счет ослабления требований к другим показателям, и в частности к величине Не, сниженной по сравнению с нормой. Лишь у спортсмена С. функциональная готовность недостаточна, что необходимо учитывать тренеру при определении состояния тренированности. Характеристика функционального состояния систем организма может считаться достаточно полной, если наряду с данными, зарегистрированными в покое, учитываются результаты проведения функциональных проб. Функциональные пробы, применяемые в спортивной медицине, могут быть разделены на две большие группы. К первой группе относятся пробы, применяемые для исследования функционального состояния отдельных систем организма (например, нервной системы), ко второй - пробы, оценивающие функциональное состояние организма в целом, с учетом реакций комплекса различных систем организма на возмущающие действия (см. гл. V).

mob_info