Конспект для занятия по логоритмике. "Логоритмическое занятие". Конспект занятия по логоритмике. тема: "весеннее пробуждение" - конспекты занятий - каталог статей - логопед дома Логоритмика конспекты занятий с сюжетной линией

Конспект логоритмического занятия.

Занятие учителя высшей категории, проведённое во 2 классе «а» Vвида

Худияровой Елены Анатольевны.

ЛОГОРИТМИКА - активная терапия, средство воздействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик.

Логоритмика – относительно молодой, но уже успевший стать популярным комплекс занятий по развитию речи детей . Логоритмические занятия дарят радость, положительное общение, повышение самооценки и жизненного тонуса малыша.

Почему – РИТМИКА ? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для школьников форме – ритмических упражнениях и играх.

ОБЪЕКТ НАУКИ - структура речевого дефекта неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.

ПРЕДМЕТ: многообразные нарушения сенсорных, психомоторных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.


ЦЕЛЬ: преодоление речевых нарушений путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

ЗАДАЧИ логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: движения, двигательные умения, психомоторное развитие, музыкальный ритм, действительные и воображаемые движения. Логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения и способствует развитию коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с нарушением речи и содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге - социальной реабилитации детей.

КАК СТРОИТСЯ ЗАНЯТИЕ?

Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам. В программе логоритмического занятия:

Нормализация темпа и ритма речи

Развитие речевой моторики для правильного произношения звуков

Развитие слухового внимания

Развитие фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе)

Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики

Развитие пространственной организации движений (как профилактики возникновения оптической дисграфии при обучении в школе)

Развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания

Увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов

Воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. При проведении уроков учитывается самочувствие детей, их эмоциональное состояние.

Логопедическая ритмика включает в себя:
* ходьбу в разных направлениях;
* упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
* упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
* речевые упражнения без музыкального сопровождения;
* упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
* ритмические упражнения;
* пение;
* упражнения на развитие мелкой моторики.

Тема занятия: «Встреча друзей».

Цели:

1) Развитие речевого дыхания;

2) Развитие тонкой, общей и артикуляционной моторики;

3) Совершенствование грамматического строя речи;

4) Воспитание выразительности движений

Ход занятия.

Игра – соревнование

  • У нас две команды друзей, которые сегодня нам продемонстрируют то, чему научились на занятиях логоритмики.

Дети садятся за парты, кладут головку на вытянутые перед собой руки. Я включаю музыку «шум дождя».

  • Осень. Мы на лесной поляне. Собираемся большой компанией весело провести вечер, но вот что-то некоторые гости запаздывают…

На доске нарисован костёр, вокруг атрибуты осени (листья, орехи, жёлуди, грибы,…)

Дыхательная разминка:

  • - Если мы заблудились или кто-то потерялся в пути, что мы будем делать?
  • - Будем кричать: А –А-А-У-У-У-УУУУ!!!

Дыхательная гимнастика:

  • Читаю по очереди то одной команде, то другой…

ОВЦА

Не спеша шагает с речки,
В шубе ей тепло, как в печке.
Подойдёт она к избе
И зовёт меня:
«БЕ-БЕ!»

УТКИ

Переваливаясь важно,
В воду прыгнули отважно
И, о чём-то говоря,
В речке плещутся:
«КРЯ-КРЯ!»

ГУСЬ

Шея, словно знак вопроса,
Не найти длиннее носа.
Смотрит в поле на стога
И кричит он:
«ГА-ГА-ГА!»

КУРЫ

Ищут зёрнышки подружки
С хохолками на макушке.
От крыльца недалеко
Раздаётся:
«КО-КО-КО!»

КОТ

Кот усатый, как разбойник,
Прыгнул через подоконник,
Распугал соседних кур
И мурлыкает:
«МУР-МУР!»

КОРОВА

Ходит Зорька по лугам,
Молоко приносит нам.
Жить бы Зорьке в терему,
А она... в хлеву:
«МУ-МУ!»

СВИНЬЯ

Пятачок умоет в луже
И торопится на ужин.
Отрубей я ей сварю,
Скажет мне она:
«ХРЮ-ХРЮ!»

КОНЬ

На скаку, играя гривой,
Скачет быстро он, красиво.
Не догонишь, не дого...
Ишь как скачет:
«И-ГО-ГО!»

КОЗА

Колокольчиком звеня,
Убежала от меня.
Тает луг в вечерней тьме,
Где искать её:
«МЕ-МЕ!»

ПЁС

У меня учёный пёс -
Пёс по имени Барбос.
Если в чём-то я не прав,
Громко лает он:
«ГАВ-ГАВ!»

Картинки животных располагаем вокруг костра. Каждая команда на свою сторону.

Речевые упражнения с музыкальным сопровождением.

Вот мы собрались все вместе. А что делают люди в гостях? (играют, поют,…)

  • Песенка друзей.
  • Каждая команда поёт по одному куплету.

Ритмическая игра.

№ 1.

А теперь какая группа лучше прохлопает эту песенку…

№ 2.

Но наши гости пришли к нам не с пустыми руками возьмите каждый по одной картинке и узнайте какое слово они вам приготовили. Составьте из этих слов пословицу.

  • Друг познаётся в беде.
  • Старый друг лучше новых двух.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

ИГРА "ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ"

Основное правило этой игры по развитию речи школьников в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию - еще одно слово и т.д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину - лишь бы общий смысл только прибавлялся деталями.

Например, исходное слово «солнце»...

светило солнце;
ярко светило солнце;
на небе ярко светило солнце;
на небе ярко светило весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...

Например, исходное слово «звезда»...

светит звезда;
ярко светит звезда;
на небе ярко светит звезда;
на небе ярко светит весенняя звезда;
на небе ярко светит и играет весенняя звезда;
на небе ярко светит и играет лучами весенняя звезда;
на небе ярко светит и играет золотыми лучами весенняя звезда;
на голубом небе ярко светит и играет золотыми лучами весенняя звезда;
на голубом небе ярко светит и играет своими золотыми лучами весенняя звезда;
на голубом небе ярко светит и играет своими золотыми лучами ласковая весенняя звезда...

В помощь детям каждый ребёнок своё слово как-то изображает.

Заключительный этап.

«Танец маленьких утят».

Дополнительный материал.

№ 1. Загадки-обманки:

С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… корова (и никакая не корова, а обезьяна)

Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая... лисица (белка)

Дочерей и сыновей учит хрюкать… соловей (свинья)

Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый… волк (конечно, медведь)

Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый… слон (снова мишка)

На заборе поутру кукарекал… кенгуру (петух)

Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем… ворона (павлин)

В теплой лужице своей громко квакал… соловей или муравей (лягушка)

В чаще, голову задрав, воет с голоду… жираф (волк)

Над лесной полянкой ночью долго слышался кошмар: ухал, ахал, выл по-волчьи и пугал зверей… комар (филин)

По сосне, как в барабан, застучал в лесу... кабан или баран (дятел)

Все преграды одолев, бьет копытом верный… лев (конь)

Простой вопрос для малышей: кого боится кот?.. Мышей (собаки, конечно)

№ 2. Ритмическая игра имитация движений.

Весёлый музыкант. Слова Т. Волгиной, музыка А. Филипенко

Дети стоят в рассыпную по залу.

  • «Я на скрипочке играю, ти-ли-ли, ти-ли-ли!» - поют и имитируют игру скрипки.
  • «Пляшут зайки на лужайке, ти-ли-ли, да ти-ли-ли» - поют и ставят ножку на пятку поочередно.
  • «Заиграл на балалайке тренди-брень, тренди-брень!» - дети имитируют игру на балалайке.
  • «Пляшут зайки на лужайке целый день, да целый день» - исполняют любые плясовые движения.
  • «А теперь на барабане. Бум-бум-бум! Тра-та-там!» - имитируют игру на барабане.
  • «В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам» - разбегаются и садятся на стульчики.

№ 3. Физ/минутка

Соревнование выполнения физ.минуток – кто веселее и дружнее.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)

Полотенцем растирались.
(имитировать растирание спины полотенцем)

Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
(имитировать движения, указанные в тексте)

Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям - физкульт-привет!
(резко поднять руки вверх)

№ 4. Стихотворение с движениями «Гуси»

(музыкальное сопровождение)

Гуси серые летели.

На лужайке тихо сели, Приседает.

Походили. Ходит на носках.

Поклевали. Наклоняет голову вперед.

Потом быстро побежали. Бежит и садятся на стульчик

№ 5. Я читаю вам стихотворение, а вы произносите звуки, характерные герою…

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у» .

Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з» .

Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф» .

Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь» .

Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с» .

Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх» .

Птичка маленькая пела - «Тиль-ль, тиль-ль» .

И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж, ж-ж-ж» .

№ 6. Загадки с подсказкой:

Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)

У меня пропал носок, утащил его… (щенок)

В реке большая драка: поссорились два… (рака)

Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)

Не боюсь я слова "брысь", - я лесная кошка… (рысь)

Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?.. (петушок)

Подставив солнышку бочок, лежит на грядке… (кабачок)

Вяжет мама длинный шарф, потому что сын - … (жираф)

Для ребятишек постарше и загадки подбираем чуть посложнее:

Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок, синеглазый… (василек)

"Спинка в веснушках. Ах, как неловко!" – И покраснела… (божья коровка)

Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… (иней)

Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках, будто еж, вот и назван… (ежевика)

Злая, как волчица. Жжется, как горчица!

Что это за диво? Это же… (крапива)

В колючках еж и ерш, но сразу разберешь:

Кто ежится, тот… (еж), а кто ершится - … (ерш)

№ 7. Составь словечко.

На доске ветер «раздул» слова, кто составит из слов предложение и прочитает его?


  • Без беды друга не узнаешь.
    Был бы друг, найдется и досуг.
  • Был у друга, пил воду - показалась слаще меду.
    Верный друг лучше сотни слуг.
  • Вражда не делает добра.
    Все за одного и один за всех.
  • Дал слово, держи его.
    Держись друга старого, а дома нового
  • Держись за землю-матушку - она одна не выдаст.
    Для друга и семь верст не околица.
  • Для милого дружка и сережку из ушка.
    Доброе слово лечит, а злое убивает.
  • Добрый друг лучше ста родственников.
    Доносчику первый кнут.
  • Друг за друга держаться - ничего не бояться.
    Друг познается в беде.

  • Дружба заботой да подмогой крепка.
    Друзей много, а друга нет.

  • Ежели несчастья бояться, то и счастья не будет.
    Как аукнется, так и откликнется.
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
    Ласковое слово лучше сладкого пирога.
  • Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать.
    Назвался другом - помогай в беде.
  • Не в обиду будь сказано.
    Не имей 100 рублей а имей 100 друзей!
  • Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
    От теплого слова и лед тает.

  • Худой мир лучше доброй ссоры.
    Чужому горю не смейся.

Как мы называем такие предложения? (Поговорка).

Кто «простучит» мне свою поговорку?

А кто вспомнит еще, какую ни будь ещё поговорку о дружбе?

№ 8. Ритмическая игра имитация движений.

  • Гуси серые летели. Бежит на носках, взмахивая руками.
  • На лужайке тихо сели, Приседает.
  • Походили. Ходит на носках.
  • Поклевали. Наклоняет голову вперед.
  • Потом быстро побежали. Бежит и садятся на стульчики.

Конспекты занятий

по логоритмике

для детей раннего возраста

«Ладушки»

Цель:

Учить ориентироваться на своем теле, называть и показывать его части;

Упражнять в построении в колонну, руки на пояс;

Развивать речевой слух, артикуляционную моторику, тонкую моторику;

Формировать умение сочетать движения с музыкальным и речевым ритмом.

Оборудование:

кукла Маша, кастрюля, фасоль, зеркало.

Ход:

  1. Организационный момент. «Поздороваемся ладошками».
  2. «По ровненькой дорожке».
  3. В гостях у Маши»
  1. «Кашу варим»

под музыку собираем фасоль в кастрюлю (пауза – садимся на стульчики и «мешаем» пальцем по ладошке – варим.

  1. «Молотком стучим»

песня «Строим дом»

  1. «пирожки лепим»

«большие пирожки» похлопать губами язык в разном

«маленькие пирожки» темпе, со сменой высоты голоса

(Руки сложить корзинкой)

  1. «Хлопаем ладошками»

Есть у нас игра такая:

«Мы играем….»

Мы играем на гармошке: ля – ля

Громко хлопаем в ладошки: хлоп – хлоп

Головой слегка качаем: кач – кач

Ручки кверху поднимаем: тач – тач (руки вверху)

Мы в ладоши: хлоп – хлоп

А ногами: топ – топ

Вниз ладошки опускаем –

Отдыхаем, отдыхаем!

  1. «Ручки, ножки…»

песня-игра «Ладушки – ладошки».

  1. Итог. «По ровненькой дорожке уходят наши ножки».

Конспект занятия по логоритмике

«Осень»

Цель:

Учить ходить друг за другом, держась за пояс и без поддержки – по следам;

Развивать чувство ритма и речевое дыхание;

Формировать умение подпевать;

Упражнять память.

Оборудование:

листья (большие и маленькие), панно «Ежик», «Тропинка», два ведерка: большое и маленькое, наглядный материал на липучках: лиса, листок, гриб, зонтик.

Ход:

  1. Организационный момент. «Листопад» (листья на полу).

Построение детей в круг.

  1. Игра с движением и речью «Под ногами листопад»
  2. Ходьба по тропинке (по следочками)

Мы листочки соберем,

По тропинке в лес пойдем (к ежику)

  1. Песня «Маленький ежик»

Сопровождение показом (листок, грибок, лиса)

  1. Игра «Разложи листочки по величине»
  2. Игра с большими листьями.

Листья осенние тихо кружатся (кружатся)

Листья нам под ноги тихо ложатся (кружатся)

И под ногами шуршат-шелестят (на корточки садимся

Будто опять закружиться хотят постепенно)

ф-ф-ф-ф… (качают руками влево-вправо)

7. Игра с маленькими листочками

(сидя на стульях), под музыку

«Дует, дует ветер….» дети держат листья в руках – по коленкам отбиваем ритм кулачками, в конце – сдуваем листочки.

  1. Массаж «Ежик» (колючая катушка)
  2. Игра с лисичкой «Солнышко – дождик» (бег врассыпную и в заданном направлении).

10. Итог.

Конспект занятия по логоритмике

«Овощи»

Цель:

Продолжать учить сочетать движения и речь;

Упражнять в ходьбе по дорожке со следами;

Развивать слуховое восприятие, умение подражать, участвовать в сопряженных высказываниях

Формировать ритмические способности

Оборудование:

кукла, панно, фигурки героев сказки «Репка» на липе, кокошники, «кубики Зайцева» со складами: Д, Б, С, К, М.

Ход:

  1. Организационный момент. Динамическое упражнение «Мы идем» (мы поем, мы едем, мы кричим).
  2. Ходьба по дорожке со следами.
  3. Мы пришли в огород,

Здесь капуста растет.

«Мы капусту рубим»

(движения сопровождаются музыкой)

  1. Хоровод «Репка».
  2. Игра с внучкой «Спой песенку» (с картинками)

В огороде внучка

В кубики играет (кубики со складами: ДУ-ДО-ДА-ДЭ-ДЫ и т.п.)

«Спой песенку….» (дедушки, бабушки, собачки, кошки, мышки)

  1. Игра «Кот и мышка» (кот и мышка сидят напротив детей)

Мышка песенку поет мышка качает головой

На печурке дремлет кот кот спит

Тише, мышка, не шуми, дети грозят пальцем

Кота Ваську не буди

Котик умывается кот умывается

Кушать собирается

Мяу! Кот говорит мяу, мышка убегает к детям «в норку»

7. Итог.

Конспект занятия по логоритмике

«Рукавичка»

Цель:

Учить действовать по речевому и неречевому сигналу;

Развивать умение различать на слух темп речи и мелодии (быстро-медленно);

Упражнять в умении передавать ритм по образцу;

Развивать умение повторять алгоритм из пяти складов (буквенных знаков).

Оборудование:

Рукавичка, зайчик-бибабо, золотой кубик (Зайцева) - гласные первого ряда: У-О-А-Э-Ы, картинки зверей, кокошник «Мышка».

Ход:

  1. Организационный момент. «Зайка» (игрушка на руку).
  2. «Зайка беленький сидит» (на стульях).
  3. Игра «Рукавичка» (кого заденет, тот – садится на корточки).

Из рукавички появляются картинки животных с артикуляцией гласных звуков.

  1. Работа с золотым кубиком – песенка зверят (Волк – У, Лиса – О, Лягушка – А, Зайчик – Э, Мишка – Ы).
  2. Хоровод «Стоит в поле теремок» (все инсценируют).
  3. Игра со звукоподражанием и инсценировкой на развитие речевого слуха «Кто поет?»
  4. Игра «Мышка песенку поет».
  5. Итог.

Конспект занятия по логоритмике

«Зайчик в гостях у Мишки»

Цель:

Продолжать учить соотносить склады со звуками;

Упражнять в дифференциации звука по силе голоса (громко, тихо);

Закрепить виды ходьбы по речевому сигналу.

Оборудование:

Заяц, медведь, большой золотой кубик, снежинка, шишки, корзинка, палочки с мишурой.

Ход:

  1. Организационный момент. «Кто пришел?» (заяц).
  2. «Зайка умывается,

В гости собирается»

3. «По ровненькой дорожке» - в гости (ходьба, прыжки, приседания, встаем – руки вверх).

4. «Мишка песенку поет» (У, О, А, Э, Ы), затем зайка, детки.

5. «Большие ноги – маленькие ножки).

(в кругу – ходьба, бег на месте)

6. «Падает снежок»

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

(махи палочками: вверх-вниз, влево-вправо), подули.

  1. Игра с мишкой «Мишка косолапый»
  1. Инсценировка.
  2. «Собери шишки».
  1. Игра с зайкой «Зайка серенький сидит»
  2. «Большие ноги – маленькие ножки»

10. «Колыбельная» под музыкальное сопровождение (громко-тихо: А-А-А).

11. Итог.

Конспект занятия по логоритмике

«Теремок»

Цель:

Закрепить произношение гласных первого ряда;

Развивать умение соотносить звуки со складами;

Учить действовать с предметами под музыку;

Упражнять в построении в круг, движениях с сомкнутыми и разомкнутыми руками.

Оборудование:

Теремок, золотая песенка (вертикальная), картинки животных (волк, лиса, лягушка, заяц, медведь), по 2 кольца от пирамидки, по 2 карандаша, вертушка, обруч.

Ход:

Организационный момент. Чтение вступления «Теремок»

  1. «На опушке теремок» (он не низок, не высок) (построение в круг вокруг обруча: присесть, встать – руки вверх)
  2. «Кто-кто в теремочке живет?»

1) Волк (песенку поет: У-У-У)

- «Спой песенку»

- «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» (выдох)

2) Лиса (О-О-О)

- «Спой песенку»

- «Прянички для Манечки» (с колечками) на мотив песни «Я пеку, пеку...»

3) Лягушка (А-А-А)

- «Спой песенку»

- «По ровненькой дорожке» (шаги, прыжки, приседания, встать – руки вверх)

4) Заяц (Э-Э-Э)

- «Спой песенку»

- «Строим дом» (с карандашами).

3. Итог.

Конспект занятия по логоритмике

«Весна пришла»

Цель:

Учить ходьбе под музыку по заданному направлению;

Учить подражать движениям за взрослых;

Развивать мелкую моторику;

Упражнять в пропевании гласных по заданному алгоритму.

Оборудование:

- «полянка», цветок-игрушка, 8-10 ленточек голубых, аудиозапись «Птицы», 5 птичек, 4 золотых кубика, вертикальная золотая песенка с домиком, камешки (10).

Ход:

  1. Организационный момент. Аудиозапись «Птичьи голоса».
  2. «По лесной тропинке» - ходьба по дорожке («По ровненькой дорожке»).
  3. «Шли, шли, на полянку пришли» («Весенняя полька»).
  4. Пальчиковая игра «Цветочки» (внесение игрушки-забавы «Аленький цветочек»).
  5. «Ручейки» - цветочек хочет пить – пускаем ручейки под музыку (руки с лентами за спинкой: рука вперед, движения влево-вправо; другая рука; две руки вперед; за спинку; вперед; за спинку).
  6. «Птички на полянке» – под быстрый темп летают вокруг полянки; на одноударный ритм – клюют.
  7. «Птички сели на ветки» (на стульчики), песенки поют (У-О-А-Э-Ы).
  8. Дорожка подарила нам камешки. Споем песенку дорожке (постукивание камешками на мотив «По ровненькой дорожке»).
  9. Итог.
  10. «По ровненькой дорожке уходят наши ножки»

Конспект занятия по логоритмике

«А на дворе - весна»

Цель:

Продолжать учить ходьбе в заданном направлении;

Упражнять в произношении звукоподражаний;

Упражнять в умении ритмично издавать звуки (ракушки);

Повторить движения рук с лентами;

Закрепить зрительный образ гласных букв первого ряда.

Оборудование:

Курочка, уточка, корова, свинья, кошка, по 2 ракушки на ребенка и дефектолога и 2 ленты, карточка с гласными звуками.

Ход:

  1. Организационный момент «Голоса с деревенского двора».
  2. «Угадай, кто пришел?» (по звукоподражанию).
  1. «Курочка» (кудах-тах-тах; ко-ко-ко).

Бег под быструю музыку;

Приседают, клюют под такт (ко-ко-ко)

2) «Уточка» (кря-кря) – плавала в речке, нашла ракушки

Ритмичное постукивание ракушками под стихотворение «Утки крякают» с музыкальным сопровождением.

3) «Корова» (му-му-му)

Музыкальная игра «Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…» - под эти слова хлопаем, стоя в кругу; кони – ходьба на месте; козы – «рожки» к голове, повороты влево-вправо туловища; коровы – «му», «му», «му». В конце хлопаем.

4) «Свинья» (хрю-хрю-хрю) – любит в лужах купаться. Игра «Дождик» - в кругу, ленточки вперед, назад – за спину – под музыку, покружились.

5) «Кошка» (мяу, мяу) «Угадай песенку». Кошка поет, дети показывают на букву, звук которой отгадали, берут кошку, поют вместе с ней. (У, О, А, Э, Ы).

6) Пришла во двор бабушка. «Бабушкина, купим курочку».

3. Итог.

4. «По ровненькой дорожке». Провожаем бабушку, идем домой.

Конспект занятия по логоритмике

«Маленький ежик»

Цель:

Учить выполнять движения в построении кругом, ходить по кругу;

Закрепить умение различать красный и зленный цвет, действовать по сигналу;

Упражнять в умении отстукивать, держать палочку правильно.

Оборудование:

Ежик-игрушка, заяц-игрушка, 3 емкости, 2 вида яблок (красные и зеленые), по 2 камешка по числу детей, барабан, палочки для барабана.

Ход:

  1. Организационный момент «Звучание барабана».
  2. Инсценировка стихотворения: «С барабаном ходит ежик – бум! Бум! Бум! Целый день играет ежик: - бум! Бум! Бум! Ножками вперед – бум! Бум! Бум! Ножками назад – бум! Бум! Бум! (по кругу, в кругу вперед-назад).
  3. «Угостим ежика» - зеленые яблоки – красные яблоки – раскладывание из общей посуды в 2 разные под сигнал «музыка» (спокойная).
  4. «Ходит ежик по каменной дорожке». Ритмичное отстукивание камешками (двумя) рисунка: / - / - / под марш.
  5. «Ежик повстречал Зайку».

Игра «Зайка Серенький сидит».

  1. П/и «Беги к зайке» - взрослый с зайчиком под музыку перемещается по комнате, дети сидят. По сигналу «Беги к зайке» взрослый садится (3-4 раза), дети к нему бегут.
  2. «Весенняя полька» - движения под речь и музыку.
  3. «Ежик подарил барабан».

Ежик ушел в лес с Зайкой, а барабан подарил поиграть. (держим палочку правильно, количество ударов регулируем от 1 до 3, удары ритмичные).

  1. Итог.

Маргарита Ширяева
«Времена года». Конспект открытого занятия по логоритмике

Конспект открытого занятия по логоритмике «Времена года »

Цели и задачи.

1. Обобщение представлений о временах года и типичных явлениях в природе;

2. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме : «Весна» , «Осень» , «Зима» .

3. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;

4. Развитие фонематических процессов

5. Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма;

6. Развитие речевого дыхания;

7. Развитие эмоциональной сферы детей, выражения эмоций с помощью мимики, выразительности движений.

8. Развитие воображения, фантазии.

9. Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

Используемые средства и приемы :

1. Логопедическая гимнастика – комплекс упражнений для укрепления мышц;

2. Пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;

3. Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха, речевой памяти, координационного тренинга;

4. Музыкальная игра, способствующая развитию внимания, координации движений;

5. Упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы;

6. Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Структура занятия :

Организационный момент

Игрогимнастика

Коммуникативная игра

Координация слова с движением

Упражнение для развития речевого дыхания

Игровой массаж

Ритмическая разминка

Упражнение на мелкую моторику

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса рук, ног, туловища

Подвижная игра

Танец, хоровод

Упражнение на релаксацию.

Организация начала занятия .

Игрогимнастика «Ходьба по кругу»

Звучит музыка. Дети в темпе марша входят в зал за педагогом по кругу. По окончании музыки встают полукругом к гостям.

Логопед : Дети поздоровайтесь с нашими гостями.

Давайте поздороваемся с ручками, глазками и улыбнемся друг другу.

Исполняется коммуникативная игра (по показу логопеда ) сл. и муз. С. Коротаевой

Ручки, ручки, просыпайтесь,

здравствуйте! -потирают ладошку и ладошку

Ласковые ручки наши,

здравствуйте! -гладят по 2 раза по правой, потом по левой ручке

Пальчики сердитые,

здравствуйте! -соединяют растопыренные пальцы и ударяют поочередно каждую пару.

И ладошки, наши крошки,

Здравствуйте! Ритмично хлопают

Наши ушки, наши щечки,

Здравствуйте! Потирают ушки, гладят щечки

Наши локоны и кудри

Здравствуйте! Гладят себя по голове

Вы друг другу улыбнитесь,

Здравствуйте! Улыбаются соседу слева, справа

И головкой поклонитесь,

Здравствуйте! Выполняют поклон головой.

Логопед : дети, а вы любите путешествовать?

Дети : Да

Логопед : Я прочитаю вам стихотворение :

Придумала мать дочерям имена :

Вот - Лето и Осень, Зима и Весна

Приходит Весна зеленеют леса

А лето пришло все под солнцем цветет.

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды –

Дают урожаи поля и сады

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Логопед : Дети кто такие эти сестры?

Дети : времена года

Логопед : Вот к ним в гости мы и отправимся. Теперь нужно выбрать транспорт, на котором мы поедем. (На поезде)

Логопед : отправляемся в путь. Мы прибыли на первую станцию. Какое же время года здесь живет ? Почему?

Дети : осень, потому что листья желтые, идет дождь, появились лужи

Логопед : да, осень листья становятся желтыми, красными, оранжевыми. Как называется явление, когда листья опадают с деревьев.

Дети :

листопад

Распевка «Листопад»

Листопад, листопад

Листья кружатся летят

Листопад, листопад

Под ногами шуршат

Координация слова с движением

Листья осенние тихо кружатся

Прямо нам под ноги листья ложатся

И под ногами шуршат, шелестят

Будто опять закружиться хотят Плавно кружатся

Приседают

Водят руками по полу

Плавно кружатся

Развитие речевого дыхания

Листопад (дуем на листья)

Логопед : у Осени мы погостили. Отправляемся в путь дальше. Расселись по вагончикам. Поехали.

Логопед : мы прибыли на станцию. Как вы думаете, к какой из сестер мы приехали.

Дети : К Зиме.

Логопед : да. Стало холодно, пошел снег, на улице сугробы. Мы можем замезнуть. Как бы нам согреться.

Игровой самомассаж

Вот на улице мороз

Ну-ка потрите нос

Ни к чему нам бить баклуши

Ну-ка взялись все за уши

Покрутили, повертели.

Вот и уши отогрели Потерли нос

Грозим пальцем

Логопед : Нос и уши мы отогрели. А про руки и забыли, чтобы наши руки не замерзли, мы наденем варежки или рукавицы.

Ритмическая разминка

Рукавицы

Рукавицы мы оденем,

Не боимся мы метели

Мы с морозом подружились

Как снежинки закружились Проводим по тыльной стороне руки

Движение рук из стороны в сторону

Рукопожатие

Фонарики

Логопед : ну вот теперь мы не замерзнем. А скажите, дети, чем мы занимаемся зимой

Дети : играем в снежки, катаемся на лыжах, на коньках, лепим снеговика.

Логопед : а как вы его лепите. Покажите мне и Зиме.

Упражнение на развитие мелкой моторики

Лепим мы снеговика

Раз – рука, два – рука,

Лепим мы снеговика

Мы катаем снежный ком - вот такой,

А потом поменьше ком – вот такой,

А на верх поставим мы маленький комок –

Вот и вышел снеговик – снеговичок!

Снег, ведерко да морковка,

Да уменье да сноровка –

И готов снеговичок. Очень милый толстячок

Логопед : Ребята, а сейчас мы с вами сами превратимся в снеговиков

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса рук, ног, туловища

Вот стоит снеговик

Он к морозам привык

Солнце припекает –

Снеговик наш тает, тает.

Логопед : да зимой очень весело, но она к сожалению заканчивается и к нам приходит Весна. Отправляемся к ней в гости. Но чтобы весна к нам точно пришла и не заблудилась, мы можем ее позвать, покличем, поаукаем.

Кличем с птицами весну

Кличем девицу – красну

«Приходи – ка поскорей

Нам с тобою веселей»

Игра большой подвижности «Ловишки»

Ау-ау-аукаем, весну приаукиваем,

Весна, весна. Красным - красна!

Весна пришла, свет, тепло принесла!

Весну встречаем, в ловишки играем!

Логопед : Вот и пришла в нам весна. А когда приходит весна как мы это понимаем?

Дети : снег тает, появляются лужи….

Пальчиковая гимнастика

Кап, кап, кап – звенит капель

Приближается апрель

Побежал в саду ручей

Прилетело сто грачей

А сугробы тают, тают Постукиваем по ладони пальцем

«шагаем» пальцами по ладони

Волнообразные движения руками

Машем руками

Плавные движения рук сверху вниз

Подвижная игра «Дерево, куст, ручей, тропинка»

Логопед : А теперь немного отдохнем

Релаксация

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая

Замедляется движенье, исчезает напряжение

И становится понятно расслабление приятно

Логопед : Ребята наше путешествие подошло к концу. Мы с вами погостили у времен года .

У кого мы гостили?

Дети : У осени, зимы, весны

Логопед : Правильно. А с каким временем года мы не встретились ?

Дети : с летом.

Логопед : Да, это четвертое время года и с ним мы с вами в скором времени встретимся . А теперь пора возвращаться в детский сад.

Логоритмическое занятие
«На поиски сокровищ»

Оборудование: мягкая игрушка жираф, пальма, сундук, фрукты, трафареты животных жарких стран, следы маленького и большого слона, вырезанные из линолеума или картона, мультимедийный проектор, экран.
Цель: развитие речедвигательных способностей в сочетании с музыкой.
Задачи:
Развивать слуховое внимание, память
Развивать речевые навыки, учить детей чётко произносить слова чистоговорки, совершенствуя умения удерживать дыхание до конца фразы.
Развивать чувство ритма, правильно выполнять ритмический рисунок в сочетании с музыкой.
Учить выполнять движения под музыку в заданном темпе
Развивать мимику, мышечный тонус, воображение, фантазию
Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук
Развивать общую моторику, пластику
Закреплять представления о животных жарких стран

1. Вводная часть
Логопед:Дети, сегодня утром на наш компьютер пришло странное сообщение. В строке получатель указано: «искателям сокровищ» Мы с вами любим приключения? Будем искать сокровища? Тогда это письмо для нас. Давайте посмотрим, что содержит письмо.
(На экране появляется элемент старинной карты.)
-Что это?
-Как вы думаете, по такому кусочку карты можно определить, где находятся сокровища?
-Давайте прочитаем, о чём говорится в сообщении (читает)
«Это карта сокровищ. Она откроется полностью для тех, кто сможет отгадать все загадки, и преодолеть трудности, которые повстречаются вам на пути»
Мы не боимся трудностей и отправляемся в путь!

Основная часть.
Логопед: А вот вам задание для разминки. Послушайте, и отгадайте, на чём мы с вами отправимся в путь.
(Дети слышат гудок парохода то далеко, то близко. Если дети называют правильно, то на экране появляется пароход.)

Дети идут друг за другом под музыку по залу змейкой и вместе с логопедом пропевают слова:
Машет с пристани народ
Пароход сигнал дает
(Затем останавливаются и громко произносят у-у-у)
Параход уж отплывает
И сигнал наш затихает.
(Останавливаются и тихо произносят у-у-у)

Логопед: вот мы и отправились в далекое путешествие, а веселый ветерок поможет нам быстрее добраться до берега.

*Логоритмическое упражнение Железновых «Ветер» на развитие силы голоса, мелкой и общей моторики, согласованности движения рук и речи.

Логопед: а вот и первое задание
(На экране появляется изображение морского дна с морскими животными.
Задание «Назовите и покажите морских жителей»)

*Пальчиковая гимнастика «Морские жители» (дети при помощи пальцев рук изображают рыбку, медузу, краба, морскую звезду)


Логопед: Посмотрите ребята, на нашу карту. На ней появился ещё один элемент. Значит, мы всё выполнили правильно.
Звучит мелодия к песне «Моряки» (сл. и муз.М.Шохина)
Логопед: ребята, а это музыка к следующему заданию.
(Читает надпись на экране «Отгадайте, что это за песня»)

Ребята отгадывают и исполняют песню «Моряки» (сл. и муз.М.Шохина)

(На экране появляется ещё один элемент карты)

Звучит шум моря (приложение №3)

Логопед: А вот и виден берег, а какие волны! Волны накатываются на берег, шуршат камушками:
Ш-ш-ш (дети длительно произносят)
А теперь волны накатываются на песок ш-ш-ш (дети тише и короче произносят)
Логопед: Вот мы и приехали в Африку.

*Упражнение на развитие мимических мышц

Логопед: А какое в Африке жаркое яркое солнце. Яркий солнечный зайчик попал в правый глаз (зажмурить правый глаз), попал в левый глаз (зажмурить левый глаз), попал в оба глаза (зажмурить оба глаза).Опустили голову.
Мы снова хотим посмотреть на яркое солнышко. Снова поднимем голову, сощуримся, потом зажмуримся, снова опустим голову.
Логопед: а вот и следующее задание (читает надпись на экране «Отгадайте загадки. За каждый правильный ответ вам откроется ещё один кусочек карты»)

Логопед: Загадка про слона:
У него большие уши
Самый длинный в мире нос
Самый крупный он на суше
Кто такой? Вот вам вопрос?
Дети отгадывают, и на экране появляется картинка слона)

*Упражнение на развитие слухового внимания, чувства ритма

Логопед: а теперь слон со своим слоненком тоже хочет с вами поиграть
Дети садятся в круг. Музыкальный руководитель отстукивает определенный ритм, а дети выкладывают следы большого слона и маленького слоненка.

Логопед: Следующая загадка:

Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая
Птица говорливая
Самая болтливая
(За правильную отгадку на экране появляется картинка попугая)

*Упражнение на развитие слуховой памяти, внимания, речевых навыков, силы голоса.

Логопед: Попугай любит попугайничать, то есть повторять за кем-то и он с удовольствием с нами поиграет.
Повторяйте за мной
(громко, вполголоса, тихо)
Му-му-му – быстро парус подниму
(хлопки в ладоши над головой)
Ны-ны-ны в Африке живут слоны
(повороты туловища вправо-влево)
Ил-ил-ил и зубастый крокодил
(наклоны головы вправо-влево)
Ай-ай-ай – вот веселый попугай
(пальцы скрещены в замок, ритмично поднимаем и опускаем пальцы.)
От-от-от и огромный бегемот
(пальцы растопырены, ладони навстречу друг другу- изображают раскрывающуюся и закрывающуюся пасть бегемота)
Лю-лю-лю – путешествовать люблю
(хлопки в ладоши перед собой)
Ти-ти-ти – дальше нам пора идти
(ходьба на месте)

(На экране появляется ещё один кусочек карты.)

Логопед: Загадка следующая:

Это что за озорница
На лиане веселится
На хвосте качается
Скачет и кривляется.

(За правильную отгадку на экране появляется картинка обезьянки)
Логопед: обезьянки хотят с нами поиграть.

*Упражнение на согласование движений рук и речи, развитие общей и мелкой моторики.

Две проказницы мартышки
(Оттопыривают уши)
Полистать любили книжки
(цепляться и отцепляться пальцами об руки)
Потрясти их
(Стряхиваем» кончики пальцев)
Полистать
(Упражнение вкусное варенье)
И как будто почитать
(водим указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки)
Ловко принялись за день
(соединять указательный палец с большим пальцем)
И очки они надели
(Показ очки пальчиками)
К носу книжку поднесли
(Поднести ладошки к носу)
Вдруг подальше отвели
(Отвести ладошки от лица)
Ничего в очках не видно
(Закрыть ладошками глаза, лицо)
И мартышкам так обидно!
(«Собирать слезы» в чашечку из ладошки)!

(На экране появляется последний элемент карты.)

3. Заключительная часть
Логопед: Ребята, посмотрите, карта готова!
Посмотрите на карту, где нам искать сокровища?
(Дети находят по карте местонахождение сундука под пальмой и подходят к нему)

Логопед: Посмотрите, сундук охраняет жираф. Давайте мы его развеселим, может быть, тогда он отдаст нам ключ от сундука.

*Логоритмичское упражнение Железновых «У жирафа пятна-пятна» на координацию слова и движения с музыкальным сопровождением.

Дети открывают сундук и находят в нём фрукты и трафареты животных Африки (для обводки и штриховки)
Логопед: Фрукты можно назвать сокровищем, потому что они содержат много различных витаминов, и поднимают настроение. А трафареты вы возьмёте домой, обведёте их, раскрасите и вспомните о нашем удивительном путешествии.

-
Ребята, что вам показалось особенно интересным? Сложным? Смешным? А что лучше всего получалось? Давайте вернёмся домой кто на чём хочет, а я постараюсь отгадать, на чём вы добирались. (Дети изображают разные виды транспорта)

Фото проведённого мероприятия:

Список литературы.

1. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы, Ярославль, Академия развития, 2006
2. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения, Москва, Творческий центр, 2006

Введение.

Издавна движение использовалось в качестве лечебного и профилактического средства. И лечебная физкультура, и кинезитерапия (лечение движением) – предполагают использование разных форм и видов движения, естественных моторных функций человека. В эту же стихию попадает и лечебная ритмика, одним из более узких разделов которой, является логоритмика; она, в свою очередь, состоит из трёх основных компонентов: музыка, движение, речь.

Логоритмика включает в себя такие формы работы, которые способствуют речевому развитию, коррекции дефектов речи: ФФНР, ОНР, заикание, алалия, и сопутствующих ей других дефектов: недоразвитие ряда психомоторных функций, общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук, проблемы с ориентацией в пространстве, дефекты произвольного слухового внимания, эмоциональная неустойчивость. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; расширять словарь детей; отрабатывать грамматические темы; упражняться в автоматизации звуков; развивать фонематическое восприятие.

Главный принцип работ на логоритмике – активизация одновременно всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной. Неотъемлемой целью логоритмики является воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также - представлений об эстетической красоте родной речи.

Пособие содержит несколько видов сюжетно-игровых занятий, которые у большинства детей вызовут положительные эмоции, а педагогу помогут направить энергию детей в нужное русло. Творческий подход к занятию побуждает детей к выполнению разных форм работы на занятиях логоритмикой (и не только), и тем самым позволяет наиболее эффективно развивать: речь детей, корректировать речевые дефекты, развивать моторику, чувство ритма, темпа и др. Объединение занятий едиными сюжетами способствует большей организованности детей, проведению ассоциативных связей, и вызывает у них интерес к предмету.

Время проведения одного занятия 20-30 минут, и сложно уместить в его рамки множество видов работ на логоритмике. В связи с этим, был разработан особый план проведения занятия, где равномерно распределена эмоциональная и физическая нагрузка, сконцентрированы все необходимые формы работы, выстроена удобная динамика хода занятия и осуществлено логическое обрамление.

Примерный план группового занятия.

Марш-разминка.

Пальчиковая гимнастика и игры.

Упражнения для развития АР аппарата, мимики, комплекс дыхательной гимнастики.

Общая моторика, музицирование на инструментах, подвижные игры.

Комплекс движений на расслабление, итоги занятия.

Марш-заключение.

Урок №1. «Поможем Снеговику».

Цель: знакомство с основными видами деятельности игровой логоритмики для детей .

Реквизит: 1вместительнаякоробка, игрушка – снеговик или картинка с изображением снеговика, 7 картонных навесных замков, 7 ключей к ним, карточки с изображением кошки или котят, жука, медведя и зайцев. Записка.

Музыкальные инструменты : Бубны по количеству участников.

Сюжет : «Ребята, сегодня к нам на занятие придёт гость – Снеговик! Вот только он почему-то задерживается. Сейчас я посмотрю, может, он уже здесь? Никого нет, вот только коробка какая-то. Что это? Какая-то записка… (читает). Да…. Боюсь, что с нашим Снеговиком случилась беда. Вот записка, а в ней написано, что его заколдовала Колдунья. Она разозлилась, потому что мы её не пригласили, и заколдовала нашего Снеговика! Теперь он здесь, в коробке, под семью замками. Но мы сможем спасти Снеговика, если найдём 7 ключей к этим замкам; а мы это сможем сделать, только - когда выполним 7 заданий. Здесь они все перечислены. Ребята, давайте спасём Снеговика!»

План – схема занятия.

Вид задания

Задачи

Время

Марш-разминка.

Слушание музыки.

Песенка с движениями.

Формировать навык координации между словом (пением), движением и музыкой (ритмом). Развивать активность и подвижность пальчиков, кистей рук.

Пальчиковая сказка.

Развивать активность, подвижность пальчиков. Развивать воображение.

Коррекционная песенка.

Автоматизация произношения звука «Ж» в слогах, словах (в пении).

Музыкально-ритмическая групповая игра.

Учиться отражать жанровые особенности музыкальных фрагментов в движении; выразительно передавать образ.

Дыхательная гимнастика.

Формировать навыки правильного дыхания, сочетать их с произнесением гласных «А», «О», «Э», «И», «У» и выполнением гимнастических элементов.

Марш-заключение.

Придать целостность занятию.

«Детский марш», С.Прокофьев; «Итальянская полька», С.Рахманинов, (либо «Детская полька», М.Глинка);

Мелодия народной песни «Ах вы, сени»;

«Котятки», О.Салдина;

«Жук», Е.Макшанцева;

«Заинька, поскачи», русская народная песня; «Медведь», В.Ребиков;

«Ноктюрн В-dur», Ж.Филд;

Сюжет: «Вот и выполнили мы все задания. Какие молодцы! Что вам больше всего понравилось? (Выслушать ответы детей.) А теперь давайте откроем замки! (Открываем; достаём Снеговика, но он молчит). Наверное, он так испугался, что растает в тепле; устал сидеть взаперти - так, что не может говорить. Давайте с ним попрощаемся, и он пойдёт на улицу, на мороз. До свиданья!»

Урок №2. «Путешествие в страну весёлых музыкальных инструментов».

Цель: закрепление названий музыкальных инструментов и способов звукоизвлечения на них; в игровой форме провести основные виды деятельности логоритмики для детей младшего возраста .

Реквизит: Карточки с изображением музыкальных инструментов – бубна, барабана, гудка. Эти же музыкальные инструменты - по количеству детей в группе.

Сюжет: «Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие! Как вы думаете, куда? В одну волшебную страну – Страну Весёлых Музыкальных инструментов. Пойдёмте скорее, нас давно уже ждут в гости…» Далее дети подходят к «домикам» инструментов, рассматривают картинки, слушают рассказы об этих инструментах; затем предлагается показать «хозяевам»- инструментам «сюрприз»: выполнить музыкально-ритмическое задание с использованием на практике этих инструментов. Например, подойдя к «домику бубнов», дети поют песенку и играют на бубнах, и т.д.

План - схема занятия.

Вид задания - (сюжет).

Задачи .

Время .

Марш-разминка .

(дети идут в волшебную страну, чтобы им не было скучно, - они выполняют задания: поднять руки, идти на носочках, на пяточках и т.д.)

Организовать внимание, «разогреться», формировать навыки: ритмичной ходьбы под музыку марша; подскоков – под музыку польки. Учиться реагировать на смену характера музыкальных фрагментов; двигаться синхронно друг с другом.

Слушание музыки .

(дети приходят в домик к бубнам; отражают ритм музыки – «помогают».)

Учиться определять характер музыкального фрагмента, его жанровую основу; выделять сильную долю такта хлопками в ладоши, ударами в бубен.

Танец с бубнами .

(предложить детям показать сюрприз для жителей дома бубнов)

Отражать ритм музыки в движении.

Песенка-показ .

(эта песенка - сюрприз для барабанов.)

Отражать ритм музыки в движении, подпевать мелодию педагогу.

Музыкально-ритмическая групповая игра с гудочками.

(придя в дом к гудочкам, - предлагается с ними поиграть, используя игру на них же. )

Учиться отражать жанровые особенности музыкальных фрагментов в движении; чувствовать форму произведения и отражать её понимание в чередовании игры на инструменте и молчанием.

Дыхательная гимнастика .

(всем пора отправляться назад, нужно присесть, отдохнуть на дорожку.)

Марш-заключение .

(дети отправляются назад…)

Придать целостность занятию.

1. «Детский марш», С.Прокофьев; «Итальянская полька», С.Рахманинов или «Полька» М.Глинки;

2. «Марш» As-dur, Ф.Шуберт;

3. «Полька» D-dur, Л.Кёлер;

4. «Барабанщик», О.Салдина;

5. «Заинька, поскачи», русская народная песня;

6. «Медведь», В.Ребиков;

7. «Ноктюрн В-dur», Ж.Филд;

Сюжет: « Ребята, вам понравилось путешествие? А что понравилось больше всего? Какие инструменты нам встретились сегодня? А на каких инструментах вам понравилось играть больше всего?»

(Выслушать ответы, высказать и своё мнение; попрощаться.)

Урок №3. «Мама для Мамонтёнка».

Цель: провести основные виды работ по логоритмике; совершенствовать пространственное представление о собственном теле, координацию движений под музыку.

Реквизит: карточки-картинки с изображением героев мультфильма «Мама для Мамонтёнка»; акулы (с пастью) из картона; картонные или пластмассовые съедобные и несъедобные предметы. (Например: колбаски, сосиски, рыбки, бублики, яблоки, кубики, машинки, мячики и т.д. Всё - небольшого размера.)

Сюжет: «Дети, вы смотрели мультфильм про то, как Мамонтёнок искал свою маму? Помните, как долго он плыл на льдине? И как ему было грустно одному справляться с трудностями? Смотрите, у меня в руках волшебная палочка. И сейчас с её помощью мы отправимся к Мамонтёнку и поможем ему побыстрее найти свою маму!»

План - схема занятия.

Вид задания - (сюжет).

Задачи .

Время .

Марш-разминка .

(дети идут в сказку, и чтобы им не было скучно, - они выполняют задания: поднять руки, идти на носочках, на пяточках и т.д.)

Организовать внимание, «разогреться», формировать навыки: ритмичной ходьбы под музыку марша; подскоков – под музыку польки. Учиться реагировать на смену характера музыкальных фрагментов; двигаться синхронно друг с другом.

Слушание.

(дети «пришли», присели, но Мамонтёнка не видно. Вдруг они слышат музыку…)

Узнать мелодию знакомой песенки, сопоставить её с сюжетом; выделить сильную долю такта музыки – хлопками в ладоши, на бубнах.

Речевая игра с движениями.

(дети попали на Льдину Ветров)

Развивать пространственные представления о своём теле, моторику, ритмично двигаться.

Музыкально-ритмическая игра.

(дети попали на ЛьдинуМорозов)

Развивать пространственные представления о своём теле, моторику, ритмично двигаться под музыку, чувствовать смены фрагментов. Развивать творческую активность.

Подвижная игра.

(на пути детям попадаются акулы…)

Развивать пространственные представления о своём теле, моторику, внимательность.

Дыхательная гимнастика.

(«а теперь нужно отдохнуть перед дорогой назад»)

Формировать навыки правильного дыхания, сочетать их с произнесением звуков, слогов, слов.

Марш-заключение .

(дети отправляются назад…)

Предлагаемый музыкальный материал:

1. «Детский марш», С.Прокофьев; «Детская полька», М.Глинка;

2. «Песенка Мамонтёнка» из м/ф. «Мама для Мамонтёнка» - аудиозапись;

3. «Дождик», Г.Свиридов;

4. Мелодия русской народной песни «Яблочко»;

Сюжет: Ну, вот и встретились Мама и Мамонтёнок! И вы этому очень помогли; давайте вспомним, что же мы сегодня делали? И что вам больше всего понравилось? (Выслушать ответы, попрощаться )

Урок №4 « Соберём картинки, сбежавшие из книжки».

Цель: провести основные виды работ на логоритмике в игровой форме;

Реквизит: «книга без картинок» - пустые листы бумаги, сложенные в форме книги; карточки - картинки (малыш, дерево, бубен, пенёк). Музыкальные инструменты: бубны по количеству детей в группе.

Сюжет: « Дети, сегодня со мной случилась странная история. Я решил(а) показать вам картинки, открыл(а) книгу – смотрю, а из неё куда-то исчезли картинки. Это какое-то волшебство! Смотрите, и книжка стала такой печальной, ей скучно без своих картинок. Далеко они убежать не могли, и я думаю, что все картинки где-то здесь, в кабинете. Поможете мне найти их?» Далее – обращаем внимание детей на заранее приготовленные и спрятанные по залу картинки. Предлагаем выполнить задание, связанное с изображениями на этих картинках. Например, картинке «дерево» будет соответствовать задание, в сюжете которого есть деревья, и т.д.

План-схема занятия:

Вид работы – (сюжет)

Марш-разминка .

(дети отправляются на поиски, а чтобы им было веселее идти, - маршируют под музыку)

Организовать внимание, «разогреться», формировать навыки: ритмичной ходьбы под музыку марша; подскоков – под музыку польки. Учиться реагировать на смену характера музыкальных фрагментов; двигаться синхронно друг с другом.

Слушание.

(картинка-« малыш танцует»; мелодия «петушок»)

Узнать мелодию знакомой песенки, выделить сильную долю такта музыки – хлопками в ладоши, на бубнах.

Песенка с движениями.

(картинка – «малыш»; песенка «у меня есть ножки»)

Развивать моторику, закреплять пространственные представления о своём теле; формировать навык ритмичного движения и ансамблирования.

Речевая игра-представление.

(картинка – «дерево»; игра «ветер дует»)

Развивать пространственные представления о своём теле, моторику, синхронно двигаться в группе.

Песенка с игрой на музыкальном инструменте

(картинка- «бубен»; песенка «мы идём, идём, идём»)

Учиться отражать жанровые особенности музыки посредством игры на бубнах; чувствовать форму произведения и отражать её понимание в чередовании игры на инструменте и пением.

Дыхательная гимнастика.

(«пенёк»; сели на пенёк, отдохнули)

Формировать навыки правильного дыхания, сочетать их с произнесением звуков, слогов, слов.

Марш-заключение .

(дети отправляются назад…)

Придать занятию логическую завершённость.

Сюжет: После того, как все картинки собраны, подводим итоги занятия. Узнаём, что детям больше всего понравилось, вспоминаем - что делали, какие картинки видели; прощаемся.

Предлагаемый музыкальный материал :

1. «Детский марш», С.Прокофьев; «Итальянская полька», С.Рахманинов;

2. Мелодия народной песни «Два весёлых гуся»;

3. Песенка с элементами музицирования на бубнах «Мы идём, идём, идём», Тиличеева;



mob_info